Содержание

 

Сравнительный анализ  акцизной политики России и Европы в отношении нишевой табачной подукции, а так же оценка  влияния регулирующих воздействий   на развитие нелегального рынка табачных изделий в РФ.

 

Моисеев И.В. – д.т.н., профессор МГУПП

Николаенко Е.В. – к.э.н., доцент Брянского филиала РАНС и ГС,

       

 Контрабанда является одним из признаков государства, при этом данное явление способно с различной степенью эффективности подорвать налоговый суверенитет соответствующих государств, а также помешать достижению комплексных целей, поставленных в настоящее  время большинством государств в таких областях, как обеспечение налоговых поступлений в бюджет и здравоохранение, борьба с организованной преступностью и коррупцией. Сохранение национального налогового суверенитета имеет крайне важное значение для руководителей и ведомств, определяющих и формирующих национальную налоговую   политику, которая , в свою очередь, является залогом непосредственно суверенитета самого государства . Особую важность этот фактор приобретает в контексте налогообложения акцизных товаров, в том числе, табачных изделий, поскольку эта сфера является важным источником доходов для многих государств – как развитых, так и развивающихся. Целью настоящей статьи является рассмотрение ситуации в РФ по обороту и налогообложению для нишевых табачных изделий, которые, в основном,  являются продуктами импортного производства и занимающих, около, 1% совокупного российского рынка табачных изделий с позиционированием в  ценовом сегменте premium. Оборот же всего  легального табачного рынка РФ составляет, примерно 27 млрд. долларов в год в  уровне акцизов и цен на сигареты 2013 года. При этом, если для традиционного сигаретного рынка уровень нелегального оборота, в том числе, контрабанды не превышает в настоящее время 6%[1,2], то для российского рынка ОТР ” черный” рынок давно уже доминирует над законопослушной частью рынка . 

  

Под нишевой или другой табачной продукцией  - ОТП (от  анг. – ОТР, - OTHER TOBACCO PRODUCTS)  понимают  отличные  от сигарет и папирос  табачные изделия[3 ], которые делятся участниками рынка на  2-е группы:

- группу курительных изделий, включающую сигары, сигариллы, курительные табаки для самокруток, кальянные табаки и табак для курения трубки;

- группу, так называемых,  бездымных  табаков,  к которым относится нюхательный табак,  шведский сосательный табак снюс и среднеазиатский насвай.

Cогласно исследования GATS (англ. - Global Adult Tobacco Survey) [4]    - Глобального опроса взрослого населения, проведенного ВОЗ в 2009 году в Российской Федерации по единому протоколу с другими странами, у нас в стране выявлено среди взрослых россиян 3,8% поклонников курения кальяна, 2,2% курильщиков сигар, сигарилл и трубок, а также 0,6% потребителей бездымного табака. Всего, согласно GATS, в России 109,9 млн. взрослых (старше 15 лет) жителей,  таким образом, можно оценить абсолютное значение числа потре­бителей ОТП в России как : - 4,21 млн.- для кальяна, 2,5 млн. -  для сигар и трубок,  654 тыс. человек для бездымных та­бачных изделий.

Среди курильщиков кальяна поч­ти одинаково количество мужчин и женщин (2,26 млн. и 1,96 млн. соответственно), что не характерно для потребителей других ОТП-табачных продуктов. Так, по трубкам и сигарам 80% потребителей - муж­чины, то же соотношение характерно и для снюса. Соотношение жителей города и села по ОТП продуктам -10 к 1. Лишь, около,  20% ОТП – потребители  моложе 25 лет, а в воз­растной категории 15-18 лет их лишь, около,  2,5% и еще меньше среди них граждан старше 65 лет. Более поло­вины - это люди в возрасте от 25 до 44 лет. Для кальяна картина несколь­ко иная: 5% - до 18 лет, 41% - от 19 до 24 лет, столько же - от 25 до 44 лет. Старше 45 лет кальян курят, около, 13% потребителей всего сегмента. Также интересно отметить, что число потребителей ОТП (всех кате­горий) с высшим образованием, примерно, вдвое выше, чем тех с более низким уровнем образования. Для курильщиков сигарет соотношение скорее обратное. Из всего этого вышеизложенного следует,  что потребление ОТР в РФ мотивируется скорее комплексом психосоциальных причин, связанных с проведением досуга и потребительским требованием к отличному от сигарет вкусу дыма,  нежели  является  банальным  удовлетворением физиологической потребности  курильщика.

В отдельную категорию ОТР необходимо выделить среднеазиатский сосательный  табак насвай,  культуру потребления которого адаптировали в РФ трудовые мигранты из Средней Азии и который   получил большое распространение  среди  них же, шахтеров, членов их семей, а так же маргинальной молодежи Сибири и Урала как доступный и очень дешевый антидепрессант,  потребление которого, в принципе, легко совмещается с трудовой активностью,  особенно,  в случае тяжелого и низкоквалифицированного труда .

Рынок ОТР  в целом, и рынок нарезанного табака для самокруток RYO-MYO( от англ. - roll you own – ’’скрути себе сам’’ или ‘’make you own’’- сделай себе сам) в частности,   - в РФ растет c интенсивностью 15-20% в год, в первую очередь, из-за  того,  что государственные  регуляции по токсичности и снижению  содержания смол и никотина  привели  для курильщиков сигарет  к тому,  что  дым современных сигарет  стал  в большой степени однообразным, сигареты с адаптированным в нашей стране блендом американского типа , фактически,  отличаются друг от друга только именем  и  символами бренда.  В настоящее же время  курильщик ищет  сбалансированно - крепкого,  мягкого и  вкусно-ароматного дыма ,-  сегодня  этим  пожеланиям могут максимально  удовлетворить только  продукты ОТР и,  в первую очередь, трубочные табаки  и самокрутки  RYO-MYO,  которые, помимо перечисленных  потребительских предпочтений,  дают еще и  возможность  индивидуального блендинга (персонализированное самостоятельное смешивание различных сортов табака). Потребительская активность в этом сегменте так же частично обусловлена действием федеральных  программ ограничения  потребления табака.

В таблицах 1-2 [5] приведена динамика изменения акцизов на табачную продукцию в РФ , а так же сегодняшний уровень акцизов в некоторых странах ЕС[ 6]. Из табл.1 видно, что российский законодатель исторически рассматривал российского потребителя нишевой табачной продукции, видимо,  только в качестве субъекта потребления с более высоким уровнем дохода, нежели среднестатистического курильщика сигарет  и, соответственно, уровень налога для такой целевой группы и нормировался , и индексировался  иными ставками как, видимо, прямая  аппликация и отражение большей покупательной способности всей целевой группы потребителей ОТП. Несомненно, что в сегодняшних условиях динамичного роста нелегального рынка табачных изделий вообще и рынка ОТП в частности, - монофакторный учет только покупательной способности потребителя в одной отдельно взятой стране, - в отрыве от мировой коньюнктуры аналогичных товаров  и их  структуры потребления,  величины налогов и доступности  табачных продуктов на мировых рынках, - является ошибочной и тупиковой практикой.       

Таблица 1.Динамика изменения акцизов на табачную продукцию

(специфическая часть) (руб. за 1000 шт.) в РФ

Год

Сигареты с фильтром

Сигареты без фильтра

Папиросы

Сигариллы

Сигары за 1 шт.

Табаки

1997

10

5,5

0

21

 

 

1998

12

6

0

25

 

 

1999

14,5

7

0

30

 

 

2000

29

7

0

60

2,4

 

2001

35

10

10

75

10

 

2002

39,2

11,2

11,2

84

11,2

 

2003

50

19

19

143

13

 

2004

60

23

23

157

14

 

2005

65

28

28

170

15

254

2006

78

35

35

200

16,35

277

2007

115

60

60

217

17,75

300

2008

142

72

72

232

17,75

300

2009

177

93

93

255

17,75

300

2010

250

155

155

360

25

422

2011

360

310

310

435

30

510

2012 (01-06)

460

460

460

530

36

610

2012 (07-112)

510

510

510

590

40

680

2013

730

730

730

870

58

1000

2014

1040

1040

1040

1280

85

1500

2015

1250

1250

1250

1920

128

1800

2016

1600

1600

1600

 

 

 

Таблица 2.Динамика изменения акцизов на табачную продукцию (специфическая часть) (в % к предыдущему) в РФ

Год

Сигареты с фильтром

Сигареты без фильтра

Папиросы

Сигариллы

Сигары за 1 шт.

Табаки

1998

120,0

109,1

 

119,0

 

 

1999

120,8

116,7

 

120,0

 

 

2000

200,0

100,0

 

200,0

 

 

2001

120,7

142,9

 

125,0

 

 

2002

112,0

112,0

112,0

112,0

112,0

 

2003

127,6

169,6

169,6

170,2

116,1

 

2004

120,0

121,1

121,1

109,8

107,7

 

2005

108,3

121,7

121,7

108,3

107,1

 

2006

120,0

125,0

125,0

117,6

109,0

109,1

2007

147,4

171,4

171,4

108,5

108,6

108,3

2008

123,5

120,0

120,0

106,9

100,0

100,0

2009

124,6

129,2

129,2

109,9

100,0

100,0

2010

141,2

166,7

166,7

141,2

140,8

140,7

2011

144,0

200,0

200,0

120,8

120,0

120,9

2012 (01-06)

127,8

148,4

148,4

121,8

120,0

119,6

2012 (07-112)

110,9

110,9

10,9

111,3

111,1

111,5

2013

158,7

158,7

158,7

164,2

145,0

163,9

2014

142,5

142,5

142,5

147,1

146,6

150,0

2015

120,2

120,2

120,2

150,0

150,6

120,0

2016

128,0

128,0

128,0

 

 

 

 

 Таблица 3.Акцизы на табаки и сигары/сигариллы в некоторых странах ЕС по состоянию на 1 июля 2013 года

 

 

сигареты

Сигары и сигариллы

Табак курительный (для самостоятельного изготовления сигарет)

Табак трубочный, табак кальянный

 

Специфич. ставка акциза, EUR/1000

Адвалорная ставка, (% от цены)

Мин. АкцизEUR/1000

Специфич. ставка акциза, EUR/1000

Адвалорная ставка, (% от цены)

Миним. Акциз, EUR/1000

Специфич. ставка акциза, EUR/кг

Адвалорная ставка, (% от цены)

Миним. Акциз, EUR/кг

Специфич. ставка акциза, EUR/кг

Адвалорная ставка, (% от цены)

Миним. Акциз, EUR/кг

Германия

94,4

21,8

188,81

14

1,47

57,6

45

14,51

88,2

15,66

13,13

22

Польша

45,79

31,41

87,48

65,01

-

-

31,18

31,41

-

31,18

31,41

-

Велико-британия

220,74

16,5

-

275,36

-

-

216,38

-

-

121,06

-

-

Латвия

35,91

34

74,69

37,35

-

-

48,84

-

-

48,84

-

-

Литва

42,86

25

70,67

25,49 (на кг)

-

-

47,21

-

-

47,21

-

-

 

На диаграммах 1,2 представлены  данные по отличию акцизного сбора на ОТР по сравнению с сигаретной продукцией. Для удобства анализа диаграмм все данные приведены  в относительных единицах, причем сигаретный акциз выбран в качестве базовой величины 100% .

 

Диаграмма 1. Структурные различия налогообложения табачной продукции в России и Европейских странах

Диаграмма 2.

 

§  Комментируя диаграммы 1,2 необходимо отметить следующее:

 

§   Уровень налогообложения ОТП- табачной продукции  для стран Европейского Союза не превышает уровня налогообложения сигарет (характерный коэффициент - 0,5 ÷ 0,8 включая Сигары). Так, например, в Германии акцизы на курительный табак в 2 раза ниже акцизов на сигареты. Акциз на трубочный табак в Германии в 8,5 меньше, чем на сигареты. Это обусловлено тем, что, во- первых,  для производства ОТП до сих пор используется большое количество немеханизированных операций и пролонгированных технологий (как, например, ручное изготовление сигар и сигарилл, а  так же технологии их дополнительной ферментации и старения ) для обеспечения исторической аутентичности продукта, в силу чего данные продукты являются в некоторой степени полуфабрикатами,   во-вторых, потребитель ОТП использует для курения большое количество дополнительных необходимых аксессуаров и материалов, в силу чего европейский законодатель логично идентифицирует ОТП не как полностью готовый к употреблению продукт, а как часть  ” табачного” конструктора, к которому ,- из общих соображений налоговой этики не применимы стандарты налогообложения массовой подакцизной сигаретной продукции, таких как  сигареты, к примеру - изделиям высокоорганизованного и массового производства, к тому же, не требующих какой-либо подготовки для потребления. Кроме того, для европейского законодателя очевидно, что при большем значении налога  исторически адаптированное к возможностям фермерского и домашнего производства, -  продукция ОТР может быстро уйти в “тень”. Так, например, правительство Индии,  повысив акциз на сигареты, безуспешно борется с кустарным “домашним” производством самокруток ”биди” на основе резаного табачного сырья и листьев тенду, используемого вместо бумаги для скручивания.           В России же уровень налогообложения  потребительских табаков в 2014 году будет в 1,5 раза выше по сравнению с акцизным налогообложением сигарет, хотя сейчас для различных сегментов ОТР составляет коэффициент 1,2  ÷ 1,4;

 

§     Уровень налогообложения cигар в России  в настоящее время по абсолютному значению в 80 раз выше, чем  акциз для российских сигарет , в 4,8 раза выше абсолютного значения акциза на cигары в Великобритании (страны с самыми высоким табачными акцизами в странах Евросоюза и одновременно с самым высоким уровнем контрабанды). Так же российский акциз  в 23 раза выше акциза на сигары в Германии и в 36 раз превышает акциз на сигары в Латвии. При этом, само соотношение уровня акциза на сигары для указанных стран находится в пределах от 50% до 125% от уровня акциза на сигареты. В России акциз для сигар в 2014 году превысит в 82 раза уровень акциза на сигареты, а в 2016 году это соотношение увеличится до 88 раз.

 

§     Диспропорция в уровне налогообложения потребительских табаков и сигарилл относительно налогообложения сигарет продолжает расти: характерный коэффициент к 2015 году увеличивается до 1,5. Для этого сегмента ОТР так же набдюдается  дисбаланс акцизов  по отношению к уровню налогообложения сигаретной продукции. В странах Европейского союза на аналогичную табачную продукцию акцизы не превышают и даже существенно ниже уровня акциза на сигареты.

Указанные диспропорции уже привели к появлению теневых рынков этих продуктов в РФ c объемами, оцениваемые экспертами рынка на уровне  величины равной  до 50% от общего уровня их оборота. Контрабандные потоки,- по их природе, очень трудно оценивать в их реальном объеме, что , соответственно, затрудняет и реальную оценку емкости потребительского рынка, являющегося суммой товаров произведенных внутри страны,  а так же импортированнх с\без нарушений налогового суверенитета.  Поэтому в данной работе для оценки объема различных товарных сегментов рынка ОТР в РФ, а, следовательно и оценки  потенциальных неплатежей от  оборота данной продукции, -  были использованы методы анализа косвенных данных (анализ статистики ГТК по смежным группам ) и метод экспертных оценок на основе анализа статистики продаж характерных розничных точек продаж в нескольких различных регионах РФ. 

Так для анализа емкости рынка курительных табаков для самокруток были проанализированы и усреднены данные ГТК за 2010 -2012 годы по импорту в РФ бумажных материалов – сигаретных гильз и специальной бумаги для самокруток, т.е. тех не облагаемых акцизом материалов, без которых невозможно потребление самокруточных табаков . Результаты анализа приведены в таблице 4.    

 

 

Таблица 4. Оценка потребления табаков для самокруток( RYO-MYO) в РФ.

ПП

НАИМЕНОВАНИЕ

2010

2011

2012

среднее значение/3 года

1

Объем импорта бумажных материалов RYO-MYO, (US$)

3841824

4942880

8453568

5746091

2

Количество бумажного материала RYO-MYO, ( шт.)

54883200

70612571

120765257

82087010

3

Оценка требуемого количества табака для заполнения бумажных материалов  (1,5 грамма на единицу RYO-MYO),  (кг)

82325

105919

181148

123131

4

Производство РФ "+" импорт табака для  RYO-MYO, ( кг).

31300

45633

80155

52363

5

Оценка нелегальнго рынка RYO-MYO , (кг) / разница п.3 и п.4

51025

60286

100993

70768

6

Соотношение нелегального и легального табака,%

163%

132%

126%

140%

7

Потери бюджета РФ (Акциз+НДС) (ставка 2014 года, средняя стоимость 20 $\кг),  (руб.)

 

 

 

130510065

 

 

Анализ данных табл.4 позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время имеют место быть нелегальные поставки табака для самокруток в РФ, его доля составляет в общем объеме потребления более 50% рынка с существенным превышением в 1,4 раза собственно легального рынка. С учетом  акциза 2014 года на эти табаки бюджетные потери экспертно оцениваются  в 130,5 млн. руб.  Причем, таможенная статистика и самого табака для самокруток , и материалов для его потребления демонстрирует растущий тренд. Об этом так же свидетельствуют данные продаж из розницы. Кроме того, представители розничной торговли акцентируют внимание и на наличие предложений по контрабандным гильзам и сигаретной бумаге, долю которых они оценивают , примерно, в 10% и которая попадает в РФ при недобросовестном декларировании.  Наличие бюджетных потерь из-за контрабанды,  рынок которой в этом сегменте почти в 1,5 раза превышает легальный импорт свидетельствует о наличии системных проблем в формировании и администрировании регулирующих факторов. 

Для анализа рынка кальянных табаков была использована статистика ГТК по импортным поставкам кальянного угля, без которого невозможно потребление  кальяна. Результаты обработки статистических данных представлены в таблице 5.

 

Таблица 5. Оценка потребления кальянных табаков в РФ.

 

П/П

НАИМЕНОВАНИЕ

2010

2011

2012

Среднее значение /3 года

1

Производство кальянного табака в РФ,кг

135000

122000

104254

120418

2

Импорт  кальянного табака в РФ,кг

101400

170569

337200

203056

3

Суммарный объем кальянного табака в РФ,кг

236400

292569

441454

323474

4

Импорт угля,кг

1384000

2285000

1723033

1797344

5

Оценка потребления кальянного табака  из объема  легально  ввезенного кальянного угля ( на 15 гр. табака необходимо- 30 грамм угля)

692000,000

1142500,000

861516,500

898672

6

Оценка объема "черного" рынка кальянного табака          (разница п. 5 и п.3)

455600,000

849931,000

420062,500

575198

7

Соотношение уровней нелегально ввезенного  и  легального кальянного табака,  (%)

193%

291%

95%

178%

8

Потери бюджета РФ (Акциз + НДС) ( Оценка 2014 года средняя стоимость 13$/кг ),  (руб.)

 

 

 

1037587868

 

Анализ интегральных данных таблицы 5 позволяет констатировать,  что доля                ''черного'' рынка составляет более 60% в общем объеме потребления кальянного табака,  а бюджетные потери оцениваются  величиной,  превышающей 1 млрд. руб. Другими словами,  в формате   классификации ФНС  по суммам поступлений  от налогоплательщиков, – нелегальный рынок кальянного табака уже сопоставим с одним ’’крупнейшим’’ фискальным агентом.  При этом, следует отметить, что отечественное производство имеет характерный тренд снижения, что  подтверждает тезис о замещении  в структуре рынка в пользу нелегальных продуктов, а так же убедительно показывает дефекты  всех ступеней государственного контроля за оборотом подакцизных товаров, в том числе,  существующих налоговых регуляций. ’’Черный’’ рынок кальянного табака до последнего времени обеспечивался трафиком поставок  через порты  Каспийского моря через Иран. Основная причина функционирования этого рынка – высокий акциз РФ,- в отличие от исторической ничтожности акцизного сбора на кальянный табак в странах Ближнего и Среднего  Востока, которые преднамеренно поддерживают его минимальный уровень в своих странах для минимизации случаев кустарного изготовления. 

 

Таблица 6. Экпертная оценка потребления и бюджетных потерь по поставкам других сегментов ОТР

 

№П/П

НАИМЕНОВАНИЕ

2010

2011

2012

Среднее значение /3 года

1

Производство РФ "+"импорт сигар/сигарилл, (шт.)

313820000

313200000

333866000

320 295 333

Оценка величины "черного"рынка сигар/сигарилл,  (шт.) по отношению к общему уровню потребления

50 - 60 %

50 -60%

50 -60 %

192 177 200

Оценка бюджетных потерь (акциз 2014 года, стоимость 0,05 USS\шт.),  (руб.)

 

 

 

338 808 404

2

Производство РФ "+"импорт трубочного табака , (кг)

68900

98862

137550

101771

Оценка "черного"рынка трубочного табака, (кг)

50 - 60 %

50 - 60 %

50-60%

61100

Оценка бюджетных потерь (акциз 2014 года, стоимость 20 USS\кг ), (руб.)

 

 

 

112 680 620

3

Оценка "черного" рынка жевательного табака (насвай),  (кг)

2500000

3000000

3500000

3000000

Оценка бюджетных потерь (акциз  2014 года, стоимость 500 руб.\ кг),  (руб.)

 

 

 

5457000000

 

Экспертная оценка ввозимого на территорию РФ  насвая  составляет  до 3500 тонн в год(эквивалентно, примерно, 5 млрд. шт. сигарет)  и его наличие на рынке является следствием недобросовестного декларирования. Насвай исчез из данных ГТД в 2007 году, - как только было введено акцизное налогообложение всех видов бездымных табаков. Насвай изготавливается из табачного сырья, - в основном кустарным способом в силу примитивности технологии и его потребление является растущим трендом не только в РФ,  особенно, в  условиях прогрессирующего роста акцизов.   В условиях Таможенного Союза открытая граница России и Казахстана является зоной  не только свободного перемещения из Средней Азии не облагаемого налогом табачного продукта, но  и  ”окном ''  для адаптации нелегального продукта в Белоруссии и Европе.

Диаграмма 3.

 

 

Таким образом, суммарная экспертная оценка бюджетных потерь от нелегальных рынков сигар/сигарилл, курительных  и жевательного табаков составит в 2014 году более  6,7 млрд. руб. Резюмируя вышеизложенное можнл сделать следующие выводы, рекомендации и пожелания по коррекции факторов, регулирующих в настоящее время оборот ОТП в РФ:

 

1.     В международной практике уровень акцизного налогообложения табачной продукции иной, чем сигареты (табаки, сигариллы, сигары) составляет величину, которая, как правило, ниже уровня акцизного налогообложения промышленно изготовленных сигарет. В Российской Федерации имеет место обратное соотношение.

2.     Дисбаланс акцизов на курительные табаки и сигары по отношению к уровню налогообложения сигаретной продукции,- на фоне весомой коррупционной составляющей в деятельности отдельных региональных подразделений ГТК РФ [7,8] только усиливает тенденции к развитию нелегальной торговли и бюджетным потерям.

3.     Планируемые соотношения  акцизного налогообложения нишевой табачной продукции относительно налогообложения сигарет в краткосрочной 3-х летней перспективе усиливают указанные негативные тенденции.

 

     4. В сегодняшнем состоянии потребительского рынка, отягощенного сильным влиянием неэффективности регулирующих факторов, представляется логичным проведение следующих мероприятий:

           - привести соотношение налогообложения табачной продукции к единому уровню взяв за единый базовый уровень средневзвешенный уровень акциза на  промышленно изготовленные сигареты и использовать европейский опыт налогообложения ОТР в части сигар, сигарилл , трубочных и самокруточных табаков;

           - снизить акцизы на кальянные и жевательные табаки для  устранения коррупционной составляющей  при  их нелегальном ввозе в РФ; 

       - Внести ряд первоочередных изменений  в законодательные и подзаконные акты РФ, ограничивающие оборот нелегальных табачных изделий, сырья и оборудования  для их производства, а так же ужесточив ответственность физических, юридических и должностных лиц за организацию и способствование развитию нелегальной торговле табачными изделиями. В частности, необходимо :

А. Внести изменения в  постановление Правительства РФ  от 13 сентября 2012 г.№923 в следующей редакции: Включить табачные изделия (код ТН ВЭД ТС 2402), табак и его заменители (код ТН ВЭД ТС 2403) и табачное сырье (код ТН ВЭД ТС 2401)  в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1  УК РФ, поскольку в сегодняшней редакции закона   понятие экономической контрабанды выведено из уголовной ответственности с  соответствующей переквалификацией данного правонарушения  в категорию обычных товаров под административную ответственность. Это имеет негативные последствия, т.к. правоохранительные подразделения таможенных органов (ОБВВК),  в соответствии с установленными им целями и задачами,  концентрируют свою деятельность на уголовных правонарушениях, в связи с чем,   они инициируют расследования только в отношении контрабанды товаров попадающих под действие ст. 226.1 и не предпринимают действий в отношении обычных товаров.

Б. В связи с отсутствием правоприменительной практики в отношении табачной продукции по ст. 327.1. УК «Изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование» в части: а) неясности формулировки «в целях сбыта», б) Неясности формулировки «заведомо поддельных марок», в) проблемы в правоприменительной практике в части ответственности за  оборот продукции  с нанесенными поддельными акцизными марками в целом, г) отсутствие конфискации немаркированных товаров необходимо ,- ввести  уголовную ответственность( по аналогии с ЕС) , аналогичную ответственности за изготовление и распространение фальшивых денег;

В.  В связи с отсутствием правоприменительной практики в отношении ст. 14.43 КоАП РФ «Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов» и отнесением в настоящее время фактов выявления и пресечения данного  вида правонарушений к компетенции органов Роспотребнадзора, у которых отсутствуют полномочия, и соответственно специализированные подразделения,  по проведению  административных расследований,-  Наделить органы МВД полномочиями составлять протоколы и рассматривать административные дела по ст. 14.43 КоАП РФ в отношении табачной продукции;

Г. Проблематичность использования в  правоприменительной практике  положений по Статье 15.1.2. КоАП( Выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации). Присутствие в статье формулировки «с целью сбыта» делает невозможным привлечение к ответственности виновных лиц, т.к. любое хранение, приобретение, транспортировка и проч. товара без акцизных марок  может быть объяснено большой семьей  и проч.

Поэтому представляется  целесообразным убрать из текста статьи любое указание на цель сбыта и включить количественное ограничение для физических лиц, превышение которого будет образовывать состав административного правонарушения. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц никаких количественных порогов не должно существовать, любая операция с товаром, в отношении которого не уплачен налог, должна влечь за собой ответственность. Также название самой статьи вводит в небольшое заблуждение, поэтому предлагается рассмотреть смену названия статьи   15.12 с «Выпуска и продажи товаров…» на «Оборот товаров…», уточнив сферу ее применения. Так же необходимо кардинально увеличить штрафы  для предпринимателей,  участвующих в организации оборота нелегальных табачных изделий.

Д. Законодательно  ввести   требования к транзиту подакцизных товаров в части маркировки и отражения этого факта в сопроводительных документах

 

Литература:

1. Ирина Голова. Планку пора снижать.

 Газета «Российская Бизнес-газета», (№47 (925) от 03.12.2013)

2. Юлия Грибцова. Vedomosti.ru.  Рынок нелегальных сигарет в России может вырасти до 15% к 2018г. http://www.vedomosti.ru/companies/news/12528211/nelegalnyj_dym?full#cut

3. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" http://base.garant.ru/12164162/

4. Отчет по итогам Глобального опроса взрослого населения (Global Adult Tobacco Survey – GATS http://tabmag.ru/page1.php?id=%0D%0A2125&n=%0D%0A107&r=%0D%0A9)

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), ст.193. http://base.garant.ru/10900200/

6. Excise dutes Tables, Part 3, Manufactured Tobacco, Ref.1038, rev.1,

July 2013

7. Таможня страдает от коррупции (http://www.rbcdaily.ru/market/562949979070959)

8.  Прокуратура отмечает рост коррупции на таможне в московском регионе

(http://news.mail.ru/incident/8183224/)